Главу, посвященную сложному поведению детей от года до трех лет, мы не случайно начали с причин, далеких от физиологии. Конечно, наши детки уже не так зависят от времени кормления и сна, как это было на первом году жизни. И все же эти моменты тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Часто родители жалуются: «зашли на минуту к знакомым, а ребенок не дает поговорить – хнычет, тянет куда-то». Или «ездить в общественном транспорте с ним невозможно, весь автобус взбудоражит своим криком!» А это знакомо? «Ума не приложу, что с ним делать. Каждый поход в магазин – истерика! Все время приходится покупать какую-нибудь ерунду, чтобы он замолчал!».
Несмотря на разные ситуации, в которых проявляется, мягко говоря, «особый» характер ребенка, причины этих проявлений зачастую одни и те же: ребенок устал, хочет есть, пить, в туалет, но иногда и сам не осознает своих потребностей.
Внимательные родители могут легко избежать таких ситуаций, если заранее распланируют совместные походы с ребенком с учетом его биоритма. Для этого необходимо знать, что у большинства детей есть несколько «тяжелых» периодов в течение дня. Как правило, это время сразу после пробуждения (малышам все еще трудно перестраиваться с режима сна в режим бодрствования), время перед едой (дети до трех лет редко осознают, что они голодны, но ощущают смутное беспокойство, когда начинают вырабатываться желудочные соки) и конец дня, когда начинает сказываться общее утомление.
Постарайтесь не планировать длительные переезды, походы по гостям и в магазины на эти периоды. Но если избежать этого не удалось, научитесь спокойно реагировать на проявления детского недовольства.
Распространенная ситуация: мама заходит в автобус с мальчиком лет двух-трех. Ей уступают место, и она садится, усаживая сына на колени. Ребенок недоволен – он хочет сидеть сам, и непременно у окна! Сначала мама тихо уговаривает его, стыдясь внимания окружающих. Но ребенок расходится еще сильнее. Он уже кричит в полный голос. Вырывается из маминых рук, закатывает форменную истерику. Мама тоже срывается, шлепает малыша по попе, кричит на него. Пожилой мужчина не выдерживает и встает с места у окна. Маленький хулиган мгновенно забирается на освободившееся сиденье и… опять хнычет – окно оказывается слишком высоко, нужны мамины колени!
Какой урок получил из этой ситуации капризный ребенок? Он уяснил: стоит закричать погромче, и сбудутся все его желания. А мамины запреты – лишь слова, на которые можно не обращать внимания. Рано или поздно она все равно сдастся и «все будет по-моему».
Как можно было бы избежать истерики или, по крайней мере, не закрепить в сознании ребенка возможность манипуляции взрослыми? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять причину поведения малыша. Безусловно, отчасти, это тяга к самостоятельности, о чем мы говорили раньше. Но эта тяга не может быть удовлетворена в сложившихся условиях (маленький человечек не должен ждать, что под его потребности будут подстраиваться все окружающие). Если бы ситуация не обострялась физиологическим дискомфортом (скорее всего, ребенок просто устал), он бы внял объяснениям мамы, и истерики бы не было.
Все это надо держать в голове, чтобы понимать – малыш не закоренелый преступник, он не заслуживает жестокого наказания. Его каприз – следствие маминого невнимания к его естественным потребностям и маминой же непоследовательности (очевидно, она уже не раз давала ему повод усомниться в ее запретах). Следовательно, злиться и кричать на кроху нет смысла.
Что же тогда делать? Если вы уяснили, что в этой ситуации нет преступника и наказания, вы не впадете в раздражение, и ваша реакция на требования малыша будет более благожелательной. Учтите, маленькие дети очень чувствительны к вашей интонации и мимике! Даже если вы заучите наизусть правильные слова, но они не будут вами про-чувствованы, толка не выйдет.
Как бы не был мал капризулька, в первую очередь дайте ему понять, что вы его чувствуете, вы – на его стороне! Возьмите его за руки и поверните лицом к себе (снимите ему шапку и расстегните курточку, если он тепло одет, – в автобусе всегда жарче, чем на улице), а затем ласково скажите: «Я понимаю, что ты устал, тебе плохо. Ты хочешь сидеть у окна, чтобы смотреть на улицу. Если ты сейчас успокоишься, мы попросим дядю поменяться с нами местами. Но тебе придется сидеть у меня на коленях, иначе ты ничего не увидишь!»
Если вы подберете правильный тон (точнее, если вы действительно видите в своем ребенке растущую личность и готовы считаться с его потребностями), капризов просто не возникнет! Желания ребенка будут удовлетворены, при этом вы не доставите неудобства ни себе, ни окружающим.
Есть и другой вариант выхода из ситуации. Детские психологи для предотвращения капризов рекомендуют использовать прием отвлечения. Но чтобы этот прием подействовал, отвлекать ребенка следует с учетом его реальной потребности.
О каких потребностях малыша говорит рассматриваемая нами ситуация? О тяге к самостоятельности и необходимости любви и понимания (ребенок устал, ему необходимо ощущать поддержку и внимание). Как можно удовлетворить эти потребности, не задействуя окружающих? Можно поступить следующим образом: прижать ребенка к себе и сказать ему: «Ты у меня уже такой большой! Я очень нуждаюсь в твоей помощи – давай, я буду держать тебя на коленях, а ты поможешь мне держать мою сумку, она такая тяжелая!»
Можно также позволить ребенку покопаться в сумке, наверняка там найдется немало интересных вещей (желательно при этом кошелек и телефон положить в отдельный, закрывающийся карман), хорошо бы специально держать в сумке несколько небольших игрушек или вещи, которые не жалко отдать на растерзание.
Никогда не теряйте присутствия духа и не вымещайте на ребенке свое раздражение! Это только усилит его истерику и аукнется вам нервными расстройствами и натянутыми отношениями в более зрелом возрасте.
Источник:http://nastena.com.ua