Навигация
open all | close all

Чему в настоящее время уделяется действительно много внимания при подготовке ребенка к школе, так это развитию логического мышления: способности абстрагировать (то есть переходить от частного к общему), способности видеть причинно-следственные связи, сходства и различия.

Существенную роль играет и развитие речи. Оно предполагает не только обучение связной речи, но и расширение словарного запаса. При этом увеличение словарного запаса должно проходить в двух направлениях:

— увеличение активного словаря, то есть тех слов, чье значение ребенок не только понимает: он должен их свободно использовать в своей речи, не допуская смысловых ошибок;

— увеличение пассивного словарного запаса, то есть слов, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи.

Занимаясь с ребенком, не забывайте об этом важном компоненте подготовки к школе. Читая вместе с ним, смотря фильмы, спектакли, слушая радио, объясняйте ему ненавязчиво значения слов, которые ему незнакомы. И будет лучше, если вы приучите его самостоятельно спрашивать у взрослых, что означают те или иные слова. Возможно, его стоит научить пользоваться словарем или энциклопедией, естественно, специальными, предназначенными для маленьких детей. Таким образом, он быстрее запомнит алфавит.

Развитие связной речи предполагает несколько разновидностей упражнений.

Во-первых, это пересказ того, что было прочитано или услышано (на школьном языке — «устное изложение»). Это упражнение хорошо еще и тем, что оно развивает память: для того чтобы пересказать, необходимо запомнить.

Во-вторых, это придумывание рассказов, например, на основании серии картинок или одной-единственной картинки. Здесь в ход могут идти не только материалы, собранные в специальных книгах, но и любые изображения, любые картинки. Все зависит от фантазии. Причем не только вашего ребенка, но и вашей. Дело в том, что поначалу вашему чаду будет трудно самостоятельно придумать историю на основании картинки. И вы должны ему в этом помочь, задавая наводящие вопросы, делая подсказки и т. п. Но, конечно же, не придумывая рассказ за него целиком. Если же так получилось, что все придумали вы, необходимо создать у ребенка убежденность, что он тоже активно участвовал в сочинении, похвалить его. По крайней мере, в конце вы должны попросить ребенка рассказать придуманный рассказ целиком.

Наконец, в-третьих, чаще беседуйте с ребенком, например, возвращаясь из детского садика, гуляя или отдыхая на даче. Но только не будьте назойливы. Точнее, с ребенком нужно почаще разговаривать, не специально для развития речи, а просто так. Достаточно лишь знать, что после разговора с вами у ребенка речь сама собой станет чуть-чуть лучше. Беседуйте так, как вы это обычно делаете, но старайтесь задавать вопросы, которые требовали бы развернутых ответов.

Источник: http://logoped-kh.com.ua/

Комментарии запрещены.