Трехлетний ребенок сыплет перлами собственного сочинения. Ему ничего не стоит с умным видом заявить: «Меня даже звездочка любит, я видел – она мне мигала!» Основные достижения у него уже позади – он ходит, уверенно говорит, может самостоятельно поесть и даже одеться. Поэтому наступает время эмоционального наполнения.
В отличие от бессознательных эмоций первых трех лет жизни, возраст от трех до пяти – это время осознания. Малыш старается понять, что он собой представляет. Что ему нравится, что нет? Причем все свои эмоции он уже начинает выражать словами, что способствует дополнительному их осмыслению.
Среди чувств доминирует любовь. Не зря, повзрослев, многие признаются, что свою первую любовь они встретили в детском саду или на игровой площадке. Чувство любви к родителям продолжает быть безусловным, но оно требует такого же отношения взамен.
С другой стороны, начинает формироваться понятие вины, ответственности, а также чувство сопереживания. Ребенок может даже разреветься с другом за компанию, потому что видел, как тот упал, и переживает вместе с ним боль и испуг.
Эти процессы протекают на фоне развивающейся фантазии. Вы замечали, что до трех лет дети реже и с меньшим интересом смотрят телевизор? Для них это пока набор плоских картинок, иногда привлекательных, иногда нет. А вот после трех их уже не оторвать от мультиков. Все потому, что вместо двухмерных рисунков они видят живых героев, воображение дорисовывает то, что остается за кадром, делает историю увлекательной и глубокой.
Для понимания причин и скрытых механизмов капризов важно знать, что ребенок трех-пяти лет не рассуждает, за что его любят, а за что – нет. Для него любовь безусловна и не требует каких-то особых причин. И уж совсем не помещается в его голове мысль о том, что фразу «Я тебя не люблю» родитель может произносить в воспитательных целях.
В этом возрасте ребенок практически не умеет врать, ему неведомы хитрости, заставляющие взрослых скрывать свои эмоции, выдавать одно за другое. Если мама или папа сказали «не люблю» – значит, так оно и есть на самом деле. Малыш совершенно не принимает во внимание, что он мог напакостить до этого и подобное заявление – лишь часть наказания, так часто применяемого недальновидными взрослыми.
Реакция на него не всегда видна со стороны. Но в душе у ребенка происходит настоящая революция. «Меня не любят, я не нужен, мне можно не стараться больше быть хорошим, меня могут выкинуть на улицу» – вот далеко не полный перечень мыслей, которые может спровоцировать необдуманно брошенная фраза. Стоит ли удивляться, что атакуемый подобными рассуждениями ребенок бросается во все тяжкие – перестает слушаться, бьется в истерике, капризничает по любому поводу
С другой стороны, уже в три года малыш окончательно отрывается от мамы как непременного атрибута ощущения благополучия, то есть он также привязан к ней эмоционально, но прерывается связь на тонком уровне, рвется невидимая пуповина. Не пугайтесь, это непременное условие формирования нового человечка, без такого отрыва ему никогда не сформироваться в самостоятельную, самодостаточную личность.
В сознании ребенка идет напряженная умственная работа, выстраиваются категории, ассоциативные ряды. Он начинает понимать значение отвлеченных слов, учится разграничивать схожие понятия. Это время формирования образов – «семья», «свои», «чужие». Не случайно именно на этот период приходится первый всплеск интереса к буквам и цифрам, малыш запоминает формы, дни недели, сезоны.
Происходит окончательное разделение на мальчиков и девочек, трехлетка еще может задать вопрос: «А ты дядя или тетя?», но уже через полгода сам безошибочно определяет, кто перед ним, мужчина или женщина. Кстати, с этим может быть связано внимание ко всем проявлениям половых различий – относитесь к этому спокойно, пока это лишь исследовательский интерес.
Еще одна немаловажная деталь: в младшем детсадовском возрасте девочки эмоционально больше завязаны на папу, а мальчики, напротив, на маму. Максимальной выраженности эта тенденция, как и все эмоциональное развитие, достигает к 4 годам. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.
Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. Сами по себе капризы (чаще всего неосознанно) могут быть использованы с этой целью. Казалось бы, ребенок уже приучился засыпать самостоятельно – но он опять требует перед сном, чтобы с ним посидели, рассказали сказку, погладили по волосам. Если родители не идут на это – ребенок начинает плакать, что он боится, что ему снятся кошмары. Конечно, через какое-то время он и сам уснет, но сон его будет беспокойным, тревожным.
Лучше не доводить до этого. В конце концов, несколько лишних минут общения перед сном – это уникальная возможность побыть вместе с ребенком, показать, что он любим, он под вашей защитой. Неважно, вымышленные или реальные страхи терзают малыша – он нуждается в вашем внимании и ласке. Сейчас для него это даже большая необходимость, чем полноценное питание и регулярный сон.
Источник:http://nastena.com.ua